Рекогносцировка
Застрявший в 90-х
12.01.2012

Застрявший в 90-х

Застрявший в 90-х
Политические междоусобицы, экономическое запустение, отсутствие инфраструктуры, неопределенность с военными не отбивают у калининградских  предпринимателей интерес к Балтийску и его окрестностям. Они рассчитывают, что Минобороны когда-нибудь «грамотно оттуда выйдет» и их вложения дадут максимальную отдачу.

Беседовала:
Марина Анисимова
Фото:
Алексей Яковлев

Страсти по клоаке

В конце года в Балтийске, уже привыкшем к полиическим «разборкам», очередной скандал. На этот раз депутаты районного совета проголосовали за досрочное расторжение контракта с ситименеджером Балтийского муниципального района Татьяной Бондарчук. «Депутаты не нашли аргумента, чтобы уволить главу администрации по каким-то формальным признакам. Татьяну Бондарчук уволили по статье ТК «Разрыв отношений с работником», — прокомментировал депутат совета Балтийского района и владелец калининградской типографии «Бизнес-Контакт» Александр Мальцев. В должности главы администрации Татьяна Бондарчук работает с апреля 2010-го, когда ее кандидатура была поддержана губернатором Георгием Боосом. С решением депутатов она не согласилась и объявила о своем намерении обратиться в суд. «По сути, претензия ко мне одна — не даю воровать. Согласитесь, что внести ее в официальное решение трудновато. Расторгнуть со мной контракт депутаты могут или по взаимному согласию, или через суд. Так что продолжаю работать», — такой комментарий Татьяна Бондарчук оставила на одном из калининградских интернет-ресурсов. Политические междоусобицы длятся в Балтийске уже без малого лет десять. Это дало основания, например, Александру Торбе при оценке очередной политической авантюры, которую затеяли депутаты со смещением с должности Татьяны Бондарчук, назвать город клоакой. Тем не менее число желающих «порулить» в этом

Общая площадь Балтийска — около 50 км, длина пляжей — около 42 км. Протяженность российского участка Балтийской косы — около 25 километров. в 2010 году порядка 70 % дорог БМР не отвечали нормативным требованиям. в 2011 году было заключено 6 контрактов на ремонт дорожного полотна на сумму 212,6 млн рублей.

На муниципальный район с общей численностью населения не более 40 тысяч человек приходится 6 глав.

На 1 тысячу жителей БМР приходится 36,6 субъекта предпринимательства, тогда как в целом по калининградской области этот показатель составляет 75,9 субъекта.

муниципальном районе год от года не убывает. Например, в 2011 году интерес к выборам совета депутатов сельского поселения Дивное наряду с местными кандидатами проявили сразу несколько калининградских бизнесменов, в их числе Георгий Дыханов и Борис Образцов. Стоит отметить, что главой района является калининградский предприниматель Марат Насыров, а в состав депутатов райсовета входят и дру гие представители калининградского бизнеса. Чем же так привлекателен для калининградских бизнесменов БМР — традиционная вотчина Минобороны РФ, которому принадлежит почти две трети местных земель? Балтийский муниципальный район на сегодняшний день самый недооцененный «актив» экономики Калининградской области. Понимая, что именно такие инвестиции — в недооцененность — в будущем принесут наибольший доход, калининградский бизнес последние несколько лет и проявляет здесь активность. «У Балтийска очень хорошее расположение, — говорит Татьяна Бондарчук о потенциале районного центра. — Природные условия здесь замечательные. Чистые, широкие пляжи, лесная зона на побережье. Из нашего города можно сделать маленькую Прибалтику». По ее словам, сейчас муниципалитет готов предложить бизнесу самые выгодные условия работы на территории Балтийска: минимальные ставки аренды земли на максимально большие сроки и льготные кредиты.

Оценили потенциал

У некоторых предпринимателей попытки отыскать самые привлекательные на территории БМР объекты для инвестирования уже увенчались успехом. Так, в конце 2011 года Павел Федоров заявил о своих планах по реализации в Балтийске проекта культурно-развлекательного комплекса рядом с аквапарком «Прибой», находящимся на балансе Минобороны РФ. Он готов вложить в объект миллионы, рассчитывая на высокий потенциал Балтийска. «В этом городе есть паромная переправа, одну гавань можно задействовать под порт. Для бизнеса, который занимается морскими перевозками, логичнее было бы иметь порт в Балтийске, а не в Калининграде. Я думаю, что в течение 5-6 лет мы увидим, какие изменения произойдут в Балтийске», — делает прогноз бизнесмен. По его словам, благодаря тому, что долгое время город был закрытым военным объектом, здесь сохранились уникальные сооружения. Если военные «грамотно оттуда выйдут» и передадут имущество и объекты городу, то их можно будет реконструировать и развивать. Один из самых перспективных в этом плане — шведская крепость Пиллау. «Из нее можно сделать туристический центр экстра-класса, который бы оживил экономику Балтийска. Можно «завернуть» в Балтийск круизные суда и яхты, оборудовав причальные стенки. Это возможно сделать за полгода при правильном подходе», — уверен Павел Федоров. Татьяна Бондарчук отмечает, что военные уже ведут разговоры по передаче крепости, однако все решения о том, каким образом и кто будет ею владеть, принимаются на уровне губернатора области. «Я знаю, что потенциальные интересанты уже есть», — говорит глава администрации Балтийского района. По ее словам, сегодня прибрежные территории Балтийского района осваивают несколько предпринимателей. Бизнесмен Игорь Дикий и главный архитектор Балтийска Дмитрий Филиппов собираются строить в районе аквапарка «Прибой» офисный центр и архитектурную мастерскую. Компания «Техпроминвест» на нескольких гектарах на побережье продолжает реализацию амбициозного проекта «Балтийское взморье». По данным открытых источников, заказчиками проекта являются федеральные министерства и банковские структуры. В конце года «Техпроминвест» была исключена из числа резидентов Калининградской ОЭЗ за невыполнение инвестиционной декларации.
Компания намеревалась в течение трех лет вложить в проект 208 млн рублей, а по факту вложила лишь 5,2 млн. На эти деньги инвесторам удалось построить 7-этажную трехзвездочную гостиницу. По мнению Татьяны Бондарчук, с точки зрения потенциальных инвестиций не меньший интерес представляет и Балтийская коса. Однако участки, вовлеченные в гражданский оборот, единичны. Основная территория находится в ведении военных. В этом году администрация Балтийского района начала переговоры о передаче на ее баланс еще трех военных городков на косе, но пока этот вопрос остается открытым — военные могут и передумать. Тем не менее несколько предпринимателей уже успели приобрести здесь участки. Так, по данным ББ, компания «Гидрогавань-Авиа» еще в начале 2000-х годов приобрела ангары на косе. Топ-менеджер компании Константин Алтухов неоднократно заявлял, что компания намерена заняться реализацией проекта марины. «Я ничего не знаю об этом, — прокомментировала его слова Татьяна Бондарчук. — Лет 10-12 назад на косе была куплена часть ангаров, которые представляют собой инженерно-архитектурную ценность. Но, к сожалению, организация, которая их купила, не вкладывала средства, чтобы защитить их. Поэтому сегодня сооружения находятся в плачевном состоянии. Дальше проектов дело не пошло». При этом глава администрации района не исключает, что компания, ранее владевшая ангарами, уже переуступила права на них. Еще одним собственником участка земли на Балтийской косе является Исаак Узенберг. До кризиса «ал мазный король» планировал построить там кадетский корпус и даже делал соответствующие заявления в прессе. Но эти планы так и не были реализованы. «Активничает» в районе и местная бизнес-элита, ярким представителем которой является Виктор Богдан, владелец компании «Амбер-плюс», занятой в сфере переработки янтаря и торговли. Его компания регулярно скупает участки в Балтийске. В 2011 году Богдан приобрел с аукциона еще два земельных надела в городе. Однако задействовать данные участки под конкретные объекты он пока не торопится.

Не верит в перспективы

Депутат и бизнесмен Александр Мальцев называет два ключевых фактора, от которых сегодня целиком и полностью зависит экономика района, — политическая обстановка и настроения военных. Оба фактора играют не в пользу реального бизнеса, поэтому в светлое будущее Балтийска он не верит. «Балтийск сегодня — очень грустное место. До сих пор непонятно, куда будет двигаться этот город, — рассуждает Александр Мальцев. — Мы не понимаем, что будет происходить с военными, которые владеют землями и инфраструктурой. Стратегия федерального центра по отношению к Балтийску, к сожалению, невнятная. Что здесь будет? Если база ВМФ — прекрасно! Это притягательная для туристов вещь. Прокатиться на лодке мимо военных кораблей человеку, который никогда не видел моря, дорогого стоит. Но тогда нужно нормальное взаимодействие с военными, а это во многом зависит от федерального центра». Впрочем, идею развития Балтийска как туристического центра Александр Мальцев не разделяет в силу многих обстоятельств. «Да, пляж — это ценность Балтийска. Но сколько у нас длится сезон? Два месяца. А это значит, что здесь должны стоять закрытые помещения, мощные аквапарки. Тогда народ, может быть, потянется сюда, а не в Польшу», — говорит он. Два года назад по заказу Министерства обороны в Балтийске был построен культурно-развлекательный комплекс с аквапарком «Прибой». Сейчас военные стремятся сбросить его со своего баланса как непрофильный актив. Однако если содержание этого объекта ляжет «на плечи» Балтийска, то половина городского бюджета уйдет лишь на его отопление, потому как «Прибой» работает на топочном мазуте, который военные закупают по сниженным ценам. Да и ради одного аквапарка в Балтийск вряд ли поедет большое количество туристов. «В данный момент в Балтийске не на что смотреть», — делает вывод Александр Мальцев. Впрочем, у бизнесмена есть свои причины не верить в потенциальные перспективы города. До кризиса близкая ему компания приобрела в аренду участок земли у креста Святого Адальберта неподалеку от Приморска. «Я хотел организовать там музей исчезнувшего народа. Это точка, которая могла бы быть интересна. Пруссы — очень интересный народ с богатой историей. Проект, который мы спонсировали, был связан с исследованиями районов «корня» Балтийской косы», — рассказывает Александр Мальцев о своих неудавшихся планах. Предприниматель построил на участке кафе «Витланд», которое должно было стать частью проекта. Но в 2008 году заведение было сожжено. «Что помешало реализовать проект? Непрерывная борьба с властью. В то время — с господином Ярошевичем», — объясняет Александр Мальцев. От проекта бизнесмен не отказался, он уже почти полностью восстановил здание кафе. Однако по-прежнему сомневается в том, что сумеет его завершить — помешать этому может, например, очередной передел во власти.

Борьба с властью

Противостояние между властью и бизнесом в Балтийске началось с приходом Федора Ярошевича. Новый глава Балтийского городского округа (БГО) установил для предпринимателей свои правила. В результате в Балтийске практически исчезли летние кафе. Побережье, которое и так не отличалось многообразием инфраструктуры для отдыхающих, «вымерло» вовсе. «Сначала Федор Ярошевич говорил, что земельные участки будут выделяться под летние кафе на конкурсной основе, потом их распределением должно было заняться МУП «Фонд инвестиций», которому передали муниципальное имущество в управление, в том числе и земли. Предполагалось, что этот фонд будет готовить площадки под летние кафе и сдавать в аренду уже их. В результате фонд подготовить площадки не смог, а предпринимателям отказали в тех, которые они просили», — рассказала в интервью одному из региональных изданий президент Союза предпринимателей БГО Ольга Басина. Получить в аренду клочок земли для ведения бизнеса на побережье и вблизи него простым предпринимателям было невозможно. Те, кто уже имел там бизнес, были вынуждены от него отказаться. Так, по воле властей было снесено кафе возле стадиона в Балтийске, а на его месте появилась АЗС. На центральном пляже «неожиданно» сгорело другое кафе, принадлежавшее предпринимательнице Полине Щегловой. Попытки предпринимателей наладить диалог с городской властью ни к чему не привели. По словам Ольги Басиной, позиция главы сводилась к следующему: «захотите — заработаете», «когда докажете, что умеете работать, тогда и условия дам». «Своих Ярошевич не обижал», — говорит Александр Мальцев. Так, 44 га на побережье получила в аренду близкая интересам главы БГО компания «Балтийский курорт». Федор Ярошевич объявил, что намерен создать на этом участке туристические объекты: гостиницы, рестораны, стадионы. Однако до сих пор эти планы не реализованы. «Балтийский курорт» — не более чем название предприятия. Это безумно дорогая земля. Центр города, парк, коммуникации, которые можно развивать за счет бюджета, делают этот участок золотым. Тем более вспомните то время — до кризиса у нас вся земля расхватывалась, как пирожки», — комментирует Александр Мальцев. По его словам, за последние 10 лет ни одного серьезного проекта в Балтийске так и не появилось. «Гостиницы хотели строить многие. В администрации города до сих пор висит стенд с такими проектами, оставшийся со времен Ярошевича. Но воз и ныне там», — говорит бизнесмен.

Ошибся в преемнике

Александр Кузнецов, депутат облдумы, в свое время пригласивший Федора Ярошевича в качестве «преемника» на пост главы Балтийска, сегодня говорит, что ошибся в своем выборе. «Решающий ресурс в развитии Балтийска — это частные инвестиции. Для них нужны условия и определенная свобода. Уходя с поста мэра, я предполагал, что человек, который встанет вместо меня, будет не антикризисным управляющим, не хитрым царедворцем, а человеком из бизнеса, который понимает специфику своего дела. Я очень хотел, чтобы калининградские инвесторы в лице определенных фамилий — Власенко, Каджоян, Овчинников — инвестировали в объекты в Балтийске, — говорит депутат. — Федор Ярошевич — амбициозный, тщеславный, по-своему хи&#1