Менеджмент
Зима "впроголодь"
Раздел: Менеджмент
12.01.2012

Зима

ЗИМА «ВПРОГОЛОДЬ»

Беседовала:
Ольга Чушева
Фото:
Алексей Яковлев,
из личных архивов

Зима традиционно является временем спада во многих бизнесах. Однако у некоторых предпринимателей есть существенные основания для паники: в этот период их компании либо резко теряют обороты, либо вовсе приостанавливают свою деятельность. ББ пообщался с руководителями тех бизнесов, кому зимой особенно тяжко, и узнал, что они предпринимают, чтобы оставаться в живых.

«Стратегия выживания»
от «АКВА-ЭКСТРИМ»:
• в летнее время предоставлять широкий спектр услуг по водному туризму: морские и речные прогулки, рыбалка.
• рассматривать бизнес в сфере водного туризма в качестве дополнительного источника доходов, делать ставку на другой бизнес, не «завязанный» на сезонность.

«Стратегия выживания»
от «ЗЕЛЕНОГО МЕРИДИАНА »:
• Максимально расширить список услуг, которые можно предоставлять зимой: мастер-классы, проектирование участков, зимних садов и даже проведение экскурсий.
• Задействовать маркетинговые инструменты продвижения своих основных услуг в зимний период — например, предоставлять скидки, делать акции, подарки.
• Организовать продажу растений открытого грунта в контейнерах к праздникам, например новогодние ели, можжевельники, туи с последующей посадкой на участки

«Стратегия выживания»
от «КЛИПЕР-НЕДВИЖИМОСТЬ»:
• Делать денежный запас
в «хлебные» месяцы.
• Заключать как можно
больше предварительных
договоров перед
«зимовкой».
• на зиму переключаться
на сделки по аренде
офисов и квартир.

«Стратегия выживания»
от «РЕМЖИЛСТРОЙ»:
• Заранее делать запасы строительных материалов.
• использовать зимний сезон на благоприятные для этого времени года строительные работы: закладку фундамента, «просушку» коробки здания.
• Заранее разрабатывать план работ на год и неотступно следовать ему.

«Стратегия выживания»
от «КЛИНКЕРА»:
• расширять ассортимент сопутствующими товарами.
• Делать запасы товара на складах в «сытый период», чтобы в несезон не отвлекать финансов
средства на закупки.
• Зимой стимулировать спрос на несезонный товар, предлагая их резервацию по старой цене.

«Стратегия выживания»
от «СТРОЙКОМПЛЕКТ-БЕТОН»:
• Ударно работать в теплый сезон, чтобы получить денежный резерв на зимний период.
• Предлагать клиентам бетон с добавками, препятствующими замерзанию, что позволяет возводить объекты при температуре до - 15 °С.
• Диверсифицировать производство, обеспечивая себя и сотрудников работой на зиму.

«Стратегия выживания»
от «САМБИИ»:
• Предложить гостям развлечения внутри
отеля.
• Продумывать маркетинговые акции для привлечения клиентуры: комплексные предложения, интересные развлекательные мероприятия, бонусы.


Переключиться на основное

Юрий Колесник,
«Аква-Экстрим»

Как только на воде встает лед, компании, специализирующиеся на водном туризме, приостанавливают свою деятельность. Судовладельцы отправляют экипажи своих прогулочных яхт и катеров в отпуск, а сами переключаются на другую работу. Зимой продолжают работу только те суда, которые не связаны с туризмом, а занимаются рыбным промыслом — ходят на треску, например. Как компании «перезимуют», зависит от того, насколько удачно они поработали в теплое время года. Три летних месяца для них — единственная возможность «набрать обороты», с июня по август в этом бизнесе — пик спроса. Если повезет с погодой, бывает, что за неделю через «Аква-Экстрим» проходит до 50 желающих прокатиться на парусной яхте или порыбачить на треску. Среди клиентов компании много приезжих из России. Чтобы выстоять в конкурентной борьбе, нужно предоставлять широкий ассортимент услуг — от морской рыбалки до морских и речных прогулок с пляжным отдыхом. Учитывая стоимость услуг (мор ская рыбалка — от 1 500 руб. за человека), водный туризм в летнее время — дело довольно прибыльное, жаль, что кратковременное. Вспоминая, каким холодным было прошедшее лето, директор «АкваЭкстрим» Юрий Колесник предполагает, что этой зимой ему придется «подзатянуть пояса». Из-за нестабильной погоды вести водный бизнес в Калининграде намного проблематичнее, чем в южных рос сийских регионах, где теплый сезон длит ся практически круглый год. К тому же приезжим туристам проще отправиться на юг из-за более доступных цен — предприятия калининградской туриндустрии держат высокие цены, несмотря ни на что С наступлением декабря до весны Юрий переключается на юридические услуги. Вместе с компаньонами с 2005 года он руководит юридической компанией «Право-Эксперт». Летом при хорошем стечении обстоятельств обе компании приносят прибыль в равных долях — 50х50 %. Подобные удачи все же редки в теплый период основной доход составляет заработок с водных прогулок, превышая выручку от юридических услуг на 30-40 %, в менее «хлебный» период — на 20-30 %. «Юридические услуги и водный туризм можно совмещать — одно другому не мешает, — уверяет Юрий. — Летом юридические услуги свожу к минимуму, проводя большую часть времени в море, тем более если набирается большая группа туристов. Некоторые морские маршруты веду самостоятельно: морскую рыбалку в Пионерском, прогулки на яхте в Балтийске. Если появляется работа в юридической компании, договариваюсь, чтобы меня кто-то подменил на суде или встрече, или составляю удобный график работы, оговаривая его с клиентами. Юриспруденция такая сфера, при которой необязательно находиться в офисе, все вопросы можно решить по телефону, через Интернет или на встрече. В «жаркий» туристический сезон я стараюсь не брать проблематичные и долгоиграющие дела, требующие безвылазной работы за компьютером и в суде. К тому же тенденция такова, что в летние месяцы клиентов, обратившихся за юридической помощью, практически нет. Август — самый тихий месяц. Зимой же, когда появляется больше свободного времени, можно позволить себе заняться и не очень прибыльным делом». По словам Юрия, юриспруденция — его основной источник дохода, который позволяет держаться на плаву не только в зимний период. Годы работы в юридической компании помогли накопить ему весомую сумму на покупку двух судов. Говорит, оба судна обошлись примерно в 2 миллиона рублей. По его расчетам, понадобится еще более двух лет работы в сфере водного туризма при условии хорошего наплыва туристов, чтобы эти затраты окупились.

Торговля в помощь

Оксана Гриб,
АНОКРЭО «Зеленый меридиан»

Как только температура воздуха на градуснике опускается до нуля, работа ландшафтников прекращается. И возобновляется только с наступлением устойчивых положительных температур в марте-апреле — тогда работники во главе с дизайнером выходят на участки, чтобы воплотить бумажные эскизы на местности или продолжить прошлогодние работы по благоустройству. Как правило, компании, которые специализируются только на ландшафтных работах, не имеют постоянного штата сотрудников, а нанимают их только на летний период — содержать штат остальные 8 месяцев в году просто нерентабельно. Все ландшафтные компании переносят зиму по-разному. Самый распространенный, стандартный метод — медленно расходовать заработанные в высокий сезон деньги. Часть мастерских зимой выкручивается, организовывая обучающие курсы для садоводов-любителей или переориентируясь на торговлю горшечными культурами. Компания «Зеленый меридиан» и в зимний период работает в полную силу. В частности, организовывают мастер-классы и семинары для людей, которые не могут позволить себе нанять ландшафтного дизайнера и содержать садовника. Стоимость одной консультации — 300 руб. Одно из основных «зимних» направлений деятельности компании — экологическое просвещение: для туристов организовывают экскурсии, например по Виштынецкой возвышенности, Красному лесу. Стоимость экскурсии — 500 руб. Минимальное количество человек, при котором экскурсия состоится, — 6 человек. Прошлой зимой компании удалось организовать два таких похода. Помимо этого «Зеленый меридиан» занимается проектированием оранжерей и зимних садов. Зима — самое время, чтобы воплотить в жизнь подобные проекты. Правда, количество желающих заказать подобные услуги пока невелико. В прошлом году, к примеру, компания реализовала два проекта обустройства зимних садов, один из которых был довольно большим. Основную «зимнюю» прибыль обустройство оранжерей не составляет. Стоимость подобных услуг для клиента напрямую зависит от стоимости высаживаемых растений. Простая посадка, к примеру, составляет всего 30-40 % от стоимости растений. Директор компании Оксана Гриб признается, что и мастер-классы, и экскурсии, и оранжереи — слабая поддержка бизнесу в зимний период, но они не отказываются ни от чего, считая, что чем шире ассортимент услуг, тем больше возможностей привлечь клиента. Наибольший доход в несезон компания получает от «зимнего» проектирования. С декабря по февраль «Зеленый меридиан» предлагает услуги по сниженной стоимости: эскизный проект участка клиенту обойдется на 25 % дешевле, чем весной и летом. «Мы объясняем заказчику, что ему выгоднее начать работу зимой. Он экономит деньги, время, а проект получается более продуманным — больше времени на внесение изменений и утверждение проекта, — объясняет Оксана Гриб. — В мае начинается суета, паника, поскольку мы ловим каждый теплый день. Из трех летних месяцев, которые у нас есть на благоустройство, нужно вычеркнуть дождливые дни. В хорошую погоду нередки случаи, когда на участок мы приходим в 8.00, а уходим в 23.00. Работа проходит второпях, и отредактировать проект становится уже гораздо проблематичнее. К тому же в период активных работ мы увеличиваем стоимость проекта за срочность. Другое дело, когда впереди на раздумья и фантазию три зимних месяца». Оксана Гриб фиксирует повышение интереса клиентов к данной услуге. Если в прошлом году поступила лишь пара заявок, то этой зимой у компании появился заказ на долгосрочный ландшафтный проект, который по стоимости перекрыл все объекты за последние несколько лет. «Позапрошлая зима была весьма грустная, прошлую я вздрагивала в страхе, ожидая мая, — вспоминает директор «Зеленого меридиана». — В то время стоял вопрос, будут ли, в принципе, весной заказы. В этом году я абсолютно уверена, что май мы встретим с улыбкой — уже сейчас есть задел, с которого мы начнем работу. Зимние проекты дают твердую уверенность в успешном теплом сезоне». В среднем на зимний период в «Зеленом меридиане» приходится 20-30 % годовой выручки. «Хорошим финансовым подспорьем было бы открытие садового центра, специализирующегося на продаже растений открытого грунта, — говорит Оксана. — Но для этого необходимы хорошо составленный бизнес-план, очень серьезные инвестиции, материальные (инфраструктура) и нематериальные (обученный персонал) ресурсы. Наша компания участвовала в организации такого центра за пределами Калининградской области. Компания «Зеленый меридиан» взяла на себя роль консультантов и координаторов этого вопроса. Рентабельность таких центров довольно высока, но необходимо помнить и о «подводных камнях» этого направления: сезонность продаж, неопределенный процент гибели растений спад спроса на тот или иной вид и сорт растений».

Надежда на аренду

Олег Перевалов,
«Клипер-Недвижимость»

«Зимний период в сфере недвижимости всегда был тяжелым, особенно январь. Но несколько лет назад эта «неудача» компенсировалась активными продажами в октябре-декабре. Люди ста рались приобрести жилье перед началом года, чтобы отпраздновать новоселье в новогодние праздники. После этого с января по февраль наступало затишье. Высокая покупательская способность отмечалась все зимние месяцы только перед кризисом в 2008 году. С 2009 года по сегодняшний день «зимовать» стало непросто. Продажи падают в среднем на 30 %. По сравнению с 2008 годом они снизились примерно в 3 раза. Активным периодом продаж по-прежнему остался промежуток с октября по декабрь. Но если раньше всплески и падения бросались в глаза, то сегодня на общем фоне стагнации — стабильного «болота» — низкие продажи зимой практически незаметны», — рассказывает гендиректор компании «Клипер-Недвижимость» Оле Перевалов. По опыту конкурентов он отмечает, что многие игроки на рынке недвижимо сти пытаются сделать денежный запас в сезон, чтобы пережить зиму не «впроголодь». Как и коллеги, к зиме компания «Клипер-Недвижимость» готовится заранее — старается заключить как можно больше предварительных контрактов в конце года, чтобы они сработали в начал следующего и принесли прибыль зимой. Вопрос о том, чтобы на зиму распускать штат, закрываться или менять направление, в «Клипере» не стоит, поскольку объем работы уменьшается, но все же остается. Весь зимний период «КлиперНедвижимость» активно совершает сдел ки по аренде квартир, офисных, складских помещений. Спрос на арендуемые метры в это время увеличивается на 1520 %. Доход от аренды еще пару лет назад составлял 20-25 % от общего годового оборота, сейчас он едва превышает 15 %. Причину снижения доходов Олег Перевалов видит в возросшей конкуренции. Работа на рынке аренды не требует высокой профессиональной подготовки, как при продаже недвижимости, — консультанту достаточно пройти двухнедельное обучение, чтобы научиться совершать простейшие сделки по аренде.

К тому же по сравнению с другими российскими городами, где комиссия от сделки по аренде составляет 80-100 %, в Калининграде изза большого количества игроков на рынке она не превышает и 50 %.

Не терять ни минуты
Ирина Губко,
ГК «Ремжилстрой»

Наступление зимы на пару месяцев тормозит возведение зданий из-за приостановки некоторых технологических процессов. В холодное время года возникают сложности с процессами непрерывного бетонирования объекта и работами, связанными с «мокрыми» процессами, а именно внешней отделкой здания. Теоретически и даже практически эти процессы выполнить при минусовых температурах возможно, но это приведет к их значительному удорожанию. Причина в соблюдении необходимых условий работ. Например, при отделке фасада придется устанавливать «тепляки» (укрытие дома теплоизоляцией, которое позвол