Рынки
Вырулить из лизинга
Раздел: Рынки
11.04.2011

Вырулить из лизинга

Легкие деньги в автопрокатном бизнесе закончились. Как следствие, ушли с рынка финансово неустойчивые игроки, «развелись» вчерашние партнеры. Эксперты считают, что новичков этот бизнес вряд ли теперь привлечет.

Все хотят прокат
До кризиса рынок автопроката казался привлекательным многим предпринимателям — тогда в этом бизнесе успешно стартовали около двух десятков крупных и мелких компаний. Цена «входа» была минимальна: можно было начать с одного-двух подержанных автомобилей. Остальной автопарк предоставляли лизинговые компании — быстро и на выгодных для клиента условиях.
В 2005 году частный предприниматель Геннадий Усов купил два стареньких автомобиля за $1000 и стал сдавать их в аренду за $100 в сутки. «Приезжали каждый вечер и доливали масла в машину», — смеется Геннадий. Выручка бизнесмена впечатлила. Решив, что в этом бизнесе можно неплохо зарабатывать, он создал компанию «Карета» и купил еще несколько автомобилей. Через год на рынке появилась компания «Рентакар». Ее владелец Евгений Громов и вовсе начал бизнес с автомобилей отечественного производства. На полтора миллиона рублей он закупил 8 подержанных машин. «Может, было ошибочным начинать с отечественных, они быстро вышли из строя, — говорит теперь Евгений Громов. — Хотя одна работает и по сей день».
Поработав два года, «Карета» и «Рентакар» объединились в «Союз Прокатных Компаний». «Мы решили, что, объединившись, сможем сократить издержки и предложить клиенту более широкую линейку автомобилей по цене ниже, чем у конкурентов, — рассказывает Евгений Громов. — При этом мы делим пополам расходы на рекламу, на офис, но у нас у каждого своя бухгалтерия и мы отдельно считаем прибыль».
Одновременно с компанией Евгения Громова на рынке появился автопрокат «Сити-Рент», учрежденный двумя компаньонами Алексеем Андреевым и Денисом Зозулей. Через год между предпринимателями возникли разногласия, и по инициативе Алексея Андреева второй компаньон покинул фирму, организовав конкурирующую прокатную компанию «Автопрокат № 1». В качестве инвестора Денис Зозуля пригласил в нее Чингиза Ахметова, оставив за собой должность генерального директора, однако вскоре был уволен из «Автопроката № 1» решением основного акционера.
«Развод» двух партнеров произошел и в другой автопрокатной компании «Авангард-авто», нынешним учредителем которой является Алексей Мелихов. Его недавний компаньон также создал конкурирующую фирму.
«Общий бизнес — это капризы, — считает Евгений Громов. — Партнерство возможно только на некоммерческих началах. Как только появляется недовольство между партнерами, которые совместно вложили в бизнес свои деньги, возникают финансовые проблемы, деление бизнеса и прочее. Я не думаю, что сегодня игроки будут стремиться к объединению — каждый хочет сам зарабатывать свой кусок хлеба».
«Приехали!»
Кризис изменил расстановку сил на рынке автопроката. Резкое падение спроса существенно отразилось на доходности этого бизнеса. Платить по лизинговым договорам стало крайне тяжело. «Допустим, автомобиль стоит 450 тысяч рублей, — рассказывает Евгений Громов. — Клиент, взявший машину в лизинг, 30 % вносит сразу, остальные деньги выплачивает в течение двух лет — по 24 тысячи в месяц. Чтобы заработать такую сумму, нужно сдать машину в аренду 20 клиентам, а набрать такое число потребителей сейчас, а тем более в кризис, практически нереально. Если у компании есть одна или две машины в собственности, эти автомобили и кормят весь бизнес, за счет них и удается погасить долги по лизингу. Потом, когда договор лизинга истекает, машину, как правило, продают: 50-60 тыс. км пробега в месяц — это очень много, надо переводить автомобиль в менее интенсивный режим эксплуатации».
Компании, которые в кризис не справились с кредитной нагрузкой, ушли с рынка. Так, прокатная компания «Автогранд» продала свою задолженность перед лизинговыми компаниями за 5 автомобилей «Союзу Прокатных Компаний». Закрыла свой прокат компания «Альберт-тур», ушла с рынка ИП Елена Денежкина, взявшая в лизинг 8 автомобилей, но не проработавшая на них и года.
Некоторые компании перепрофилировали свою деятельность, закрыв автопрокатное направление. Так, например, поступила «Крона», успешно стартовавшая в 2005 году в этом бизнесе. С 2008 года компания полностью переключилась на автосервис.
«Те компании, кто успел расплатиться за взятые в кредит машины до кризиса, не так сильно пострадали. Хуже пришлось тем, у которых в лизинге был весь автопарк — такие просто не выдержали и ушли с рынка», — рассказывает Дмитрий Прохватилов, коммерческий директор «Автопроката № 1».
Больше всех повезло тем, кто имеет другие доходные виды бизнеса и смог вовремя дать подпитку автопрокатному направлению. Так поступил владелец компании «Сити-Рент», у которого кроме автопроката еще телекоммуникационный бизнес. «Владелец «Сити-Рента» правильно сделал две вещи: уволил директора, при котором фирма находилась в плохом состоянии, и выкупил очень много взятых в лизинг машин еще до кризиса, поэтому спокойно себя вел, когда у других были проблемы», — говорит Дмитрий Прохватилов.
У компании «Сити-Рент» сегодня наиболее сильные позиции на рынке автопроката в Калининграде, с этим не спорят ее конкуренты. Однако, как отмечают эксперты рынка, недавние управленческие решения компании-лидера могут «сыграть с ней злую шутку». Речь идет о серьезных затратах компании на ребрендинг и покупку дополнительного офиса, что сказалось на конечной стоимости ее услуг. Этим не преминули воспользоваться конкуренты «Сити-Рента» — за счет меньших издержек они могли себе позволить устанавливать более низкие цены.
Дмитрий Прохватилов говорит, что его компании удалось пережить кризис только благодаря тому, что лизинговые фирмы пошли на уступки и предоставили «Автопрокату № 1» отсрочку платежей. Сейчас автопарк компании насчитывает более 40 автомобилей, половина из которых уже перешла в собственность компании. «У нас остались непогашенными средства в районе 400 тыс. рублей», — говорит коммерческий директор. Компания рассчитывает на весенний всплеск спроса — это позволит ей закрыть долги перед кредиторами. Весной владелец планирует открыть свою точку в аэропорту Храброво, аренда стойки обойдется ему в 20-25 тыс. рублей в месяц.
Вряд ли заинтересует
Автопрокат — бизнес сезонный. По словам Дмитрия Прохватилова, 80 % клиентов — приезжие, и появляются они в основном в весенне-летний период, 10 % заказов обеспечивают калининградцы, которые обращаются в прокат, скажем, по причине поломки личного транспорта, остальные 10 % приходится на юридических лиц. «Летом у нас вообще нет свободных машин, — говорит Геннадий Усов. — Всю зиму мы практически живем на то, что заработали летом». Особенность этого бизнеса еще и в том, что существенный доход компания получает, когда продает свой автомобиль через два-три года после эксплуатации. За это время он теряет 30-50 % своей цены, но к этому моменту автомобиль полностью окупается за счет аренды. По словам Дмитрия Прохватилова, вложения в этот бизнес возвращаются через три года.
Впрочем, представители автопрокатного бизнеса уверены, что в ближайшее время этот рынок вряд ли заинтересует новичков. Лизинговые компании ужесточили условия предоставления кредитов, а стартовать «на свои» бизнесмены вряд ли захотят — сумма вложений начинается от 5 млн рублей. «Для такой суммы первоначальных инвестиций есть более интересные направления», — уверен Геннадий Усов (см. схему ведущих участников автопрокатного рынка www.bberg.ru/index.php).

апрель 2011

Версия для печати
В закладки
Постоянная ссылка
Все материалы в хронологическом порядке




Добавить свой комментарий:

Чтобы добавлять свои комментарии, необходимо зарегистрироваться!
Опрос  
 
Как вы мотивируете свой персонал?

Регулярно индексирую зарплату
Нефинансовыми методами - медстраховка, фитнес, санатории и т.п.
Никак. В кризис не до мотивации
Всеми возможными способами - только бы работали


Результаты
Контроль голосов: нет

Сообщение с форума  
Цитата дня  
Анонс  
Почему продается ресторан "Росгартен"Кто заработал на госзаказах в 2010 году"Рослитстрой" снова воюет с соседом
Журнал зарегистрирован в Управлении Роскомнадзора по Калининградской области. Свидетельство ПИ №ТУ 39-00055 от 24.11.09.
Учредитель: Елена Перфильева
+7 (952) 791-95-51